Take a fresh look at your lifestyle.

Самурайский меч катана — легенды и реальные факты

Пожалуй, не отыскать другого такого предмета не считая самурайского меча (катана), что в основном символизировал бы классические боевые искусства Японии. И не смотря на то, что изображение меча в разных вариантах достаточно обширно употребляется в эмблематике на Западе, но нигде в него не вкладывается такого смысла как в Японии.

В стране Восходящего Солнца существует культ меча появившийся в глубокой древности. Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Меч и яшмовое Ожерелье.

Эти вещи считались самые ценными и они заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что клинок отнесен к этим вещам, показывает что японцы относятся к мечу не только как к оружию.

Для них он есть олицетворением души, знаком доблести, чести и храбрости. О нем слагались стихи, легенды и притчи. В самурайских семьях клинок являлся фамильным наследством передаваемым много поколений.

Клинок есть принадлежностью синтоистского культа, что также делало его особенным предметом. По синтоистским канонам считается, что все предметы имеющие отношение к всевышнему должны владеть тремя необходимыми качествами: чистотой, редкостью и ценностью.

Спокон веку считалось, что клинок владел данными качествами полностью. Согласно легенде богиня Солнца Аматэрасу подарила собственному внуку клинок и отправила его на землю для отправления и правления честного суда.

Будучи, по собственной сути, боевым оружием клинок также часто являлся святыней украшающей храмы и предметом пожертвования всевышним. Первое такое знакомое нам сейчас подношение относится летописью к III веку.

В течение многих столетий клинок был одним из главных видов оружия самураев — опытных солдат в средневековой Японии. Даже своевременно Первой и Второй Мировых войн мечи носились офицерами японской армии, полиции и флота.

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное мастерство как мастерство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным мастерством спортивного соревнования и самосовершенствования.

Поэтому в это время самурайский клинок начал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона помогает собственного рода "щитом" на протяжении фехтования.

Особенные разработки многослойной ковки делают клинок поразительно крепким и острым. Его производство весьма долго и трудоемко, исходя из этого даже совсем новый клинок постоянно стоил огромные деньги. Старый же клинок, созданный великим мастером, — целое состояние.

Распределение клинков между сыновьями постоянно оговаривалось особой строчком в завещаниях самураев. Главными разновидностями меча были: Тёкуто — старейший прямой клинок.

Кэн — старый прямой обоюдоострый клинок, имевший религиозное использование и редко употреблявшийся в сражении. Танто — кинжал либо нож самурая, носившийся в паре с катана вместо вакидзаси, длиной до 30 см.

Вакидзаси, (Сёто либо Кодати )- небольшой клинок (от 30 до 60 см), являлся парой к катана либо тачи . Тати — придворная сабля самурая, имеющая меч такой же длины, как и катана, но отличающаяся от нее методом монтировки и более пышным декоративным убранством. Громадный клинок (от 60 см), носившийся острием вниз.

Катана либо Дайто — самый популярный вид боевого оружия, громадный клинок, носившийся острием вверх. Нодати либо О-дати — очень большой двуручные клинок (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще видится в манге, аниме и играх, чем виделся в реальности.

КАЙКЕН – маленький нож, применяемый по большей части дамами. Для тренировок также употреблялись бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и древесные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси).

Последние также употреблялись самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" соперником, к примеру, с грабителем. Мужчины низших сословий были в праве носить лишь малые мечи либо кинжалы — для самообороны от преступников.

Самураи были в праве на ношение двух клинков — громадного и малого. Фехтовали наряду с этим, но, лишь громадным клинком, не смотря на то, что существовали и школы фехтования обоими клинками зараз.

Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с соперником мельчайшим числом взмахов клинком. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, лишь дотянувшись клинок из ножен — одним перемещением (мастерство иайдзюцу). Такие поединки длились практически доли секунды.

«Душой самурая был клинок, смыслом жизни – смерть, главным жизненным принципом – честь, профессией – война, постоянным занятием – воинские искусства, отдыхом – живопись и изящная словесность.» Из самурайского эпоса. Клинок для японца стоит даже впереди жизни, чести и… Но по какой причине поэтому в Японии, как нигде в мире, обожествляли эту заточенную полосу железа? Испытаем разобраться.

По преданию богиня солнца, Аматэрасу, считающаяся родоначальницей японской императорской семействе и всего японского народа, отправила собственного внука Ниниги-но-микото с неба царствовать на Земле. Отправляя его, Аматэрасу вручила ему три предмета, три священных сокровища, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении: 1. Ята-но кагами – зеркало больше пядени; 2. Амэ-но муракумо-но цуруги – клинок небесных густых туч, имеющий еще второе имя: Кусанаги-но цуруги – «Клинок – коситель травы»; 3. Ясакани-но магатама – сияющая изогнутая яшма. Эти предметы и по сей день являются знаками императорской власти в Японии. По легенде, поэтому в бою этого внука с демонами за царствование на Земле и появились… Японские острова.

В то время как Ниниги-но микото победил демонов, он перед тем как положить клинок в ножны, стряхнул кровь с меча.

Эта кровь застыла на поверхности океана и превратилась в Японские острова. Кстати, с этой прекрасной легенды начинается фильм «Последний самурай» с Томом Кеном и Крузом Ватанабе в основных ролях. При императоре Кейко (71-131 г.) его сын Яматодакэ-но микото был отправлен на восток для покорения восточных земель, он зашел на поклонение в храм Исэ.

В том месте из рук собственной тетки, Яматохимэ, бывшей в то время главной жрицей страны, взял этот священный клинок Амэ-но, как талисманное оружие в предстоявшей ему борьбе с дикарями. В походе его отряд был окружен дикарями, которые желали сжечь солдат в степном пожаре, зажгли траву со всех сторон, но Яматодакэ клинком выкосил траву около собственной ставки, и так остановил пожар.

Поэтому поэтому факта клинок Амэ-но муракумо-но цуруги и взял позже второе собственное имя: Кусанаги-но цуруги – «Клинок — коситель травы». Завершив покорение дикарей, Яматодакэ прибыл в область Овари и покинул Кусанаги-но цуруги в местечке Ацута, где мистическим образом появился храм, получивший широкую известность позже под именем Ацута (но) дзингу – Ацутаский храм. С того времени Кусанаги-но цуруги неизменно хранится в этом храме вблизи города Нагоя, став объектом культа. Клинок был накрепко завернут и с того времени уже не раскрывался, так что с того времени его никто не видел, разумеется по причине того, что это обычный медный либо металлический примитивного изготовления прямой обоюдоострый клинок, какие характерны были той далекой древности.

Дальше – больше!

Долгий клинок понемногу становился показателем самурайского сословия, принадлежности к касте правителей. Катану носили легко как часть одежды, а с малым клинком вакидзаси время от времени не расставались и во сне! Время было смутное… Даже крестьяне, которым ни при каких обстоятельствах не разрешалось носить клинок, боготворили его.

Когда в крестьянской семье рождался мальчик, его родители выходили на дорогу. Встретить на дороге военную процессию либо легко странствующего ронина было добрым знаком.

Его просили состояться в дом и благословить младенца, как словно бы это был священник. А самурай принимал приглашение, входил в дом и клал клинок у колыбели младенца – эйфории родителей не было предела! Сейчас сыну во всём помогали всевышние! Мастер – оружейник, перед тем, как ковать новый клинок, брал новую, торжественную одежду и пару дней молился, совершал обряды изгнания злых духов и постился!

Самым ужасным для мастера обвинением было… обвинение, что его мечи владели «не добрый душой», как при с мечами известного мастера Мурамаса.

Из письменных источников как мы знаем, что человеком он был неуравновешенным и вспыльчивым. И, не смотря на то, что уровень качества его клинков было «выше всякой похвалы», эти мечи считались «жадными до крови» и как бы провоцировали хозяина меча вступать в кровавые схватки. По указу сёгуна Токугава, все мечи этого мастера должны были быть стёрты с лица земли под страхом смерти.

И вот, самураи, не имевшие средств приобрести новый клинок,   клеймо мастера, зная, что в случае если их застанут за этим занятием, у них не будет даже права сделать себе харакири, их  , как скотину… Клинок клали у колыбели младенца и ложа мёртвого самурая как знак пройденного земного Пути. Клинок первым указывался в завещании, как самая великая домашняя сокровище. Утратив клинок, самурай должен был сделать себе харакири – таковой позор не было возможности загладить в противном случае… Клинок… Даже само наименование долгого двуручного меча «катана» происходит от слова «като» – править!

 

 

Оставьте ответ