Take a fresh look at your lifestyle.

Кихон Доса — базовые движения Айкидо

Базовым этапом в специфической методике подготовки в Ёсинкан Айкидо являются парные упражнения Кихон Доса, которые активно используются на всех уровнях обучения технике школы. Эти упражнения основаны на шести базовых движениях из которых впоследствии строится любая базовая техника Айкидо
Кихон Доса позволяют выстраивать нейронно-мускульную цепь, которую можно использовать в случае необходимости мгновенно и без размышлений. Здесь происходит автоматическое реагирование на толкающее или тянущее действие партнера, в результате чего защищающийся перемещается в безопасную позицию, в которой он может контролировать оппонента или провести адекватный приём.
• Разжатие пальцев помогает направить энергию вперед.
• Важно при движении вперед подтягивать заднюю ногу. Это нужно для того, чтобы поток энергии не остановился, а также для сохранения устойчивости.
• Необходимо двигаться так, чтобы все части тела перемещались синхронно.

Tai-no henka ichi – Тай но хэнко ити
(изменение положения тела)

Это базовое движение предназначено для нейтрализации силы противника, когда он тянет, за счет перемещения вперед при сохранении крепкой устойчивой стойки.
Движение называется Ирими и представляет собой базовое движение, встречающееся только в Айкидо. Это движение может выполняться как самостоятельно, так и с партнером.
1. Тори и Укэ стоят лицом к лицу в Миги-Ханми. Укэ левой рукой хватает Тори за правую руку и сильно тянет. Правая рука Тори ладонью вверх поднимается по диагонали от положения слева от груди Укэ к его правому плечу, движение направлено по линии положения ног Тори.
2. С легким закручивающим движением правая нога Тори проскальзывает вперед, не отрываясь от земли к точке, расположенной между ногами Укэ. Одновременно руки Тори двигаются вперед одним движением с перемещением правой ноги. Левая рука двигается вперед горизонтально к центру груди Укэ, как бы нанося удар ребром ладони. Взгляд направлен на кончики пальцев правой руки.
3. Правая рука ладонью вверх перемещается поперек груди Укэ к его правому плечу. Делая это движение, Тори должен представлять себе, что он бьет мечом. После входа правой ногой за ней движется таз, что перемещает центр тяжести тела вперед за счет силы левой ноги. Ступни расположены в форме буквы Т.

• Нога и бёдра перемещаются одновременно по S-образной траектории. Недопустимо делать движения только ногой.
• Обе руки располагаются строго впереди. При повороте бедер руки следуют за ними в круговом движении.
• На каждой стадии все части тела двигаются плавно, без рывков.

Tai-no henka ni – Тай но хэнко ни
(изменение положения тела)

Перенаправление энергии при помощи поворота на 95 градусов.
Это способ перенаправления силы в ситуации, когда вас толкают. Данное движение позволяет выполнить поворот тэнкан, сохраняя стабильную стойку. Опираясь на ту же ногу и выполняя поворот назад, мы выводим противника из равновесия. Угол поворота может быть разным, хотя обычно он составляет чуть больше 90 градусов. Тай но хэнко ни – основа многих приемов выведения из равновесия.

1. Тори стоит в Миги-Ханми. Укэ в Хидари-Ханми. Укэ нападает, захватывая правую руку Тори и толкая его. Ноги не отрываются от земли, а перемещаются скользящими движениями. Это позволит избежать смещения центра тяжести вверх.
2. Перенося вес тела на правую ногу и вращаясь на ней, Тори проносит левую ногу по дуге, сохраняя контакт с землей. Одновременно Тори направляет свою правую захваченную кисть по дуговой траектории и, не сгибая руку в локте, выводит ее вперед. Правая кисть разворачивается ладонью вверх. Направляющим движением Тори дает Укэ возможность продолжить атакующее движение вперед.
3. Поток силы Тор направлен к кончикам пальцев, взгляд сконцентрирован на них. Правая рука выводится на уровень груди, ноги на одной линии, левая рука перед животом параллельно правой.
4. Расстояние между ступнями немного больше, чем в Ханми. Таз опущен. Правая рука повернута ладонью вверх, локоть почти выпрямлен. Левая нога ставится под углом 901 градусов вправо, и движение Укэ вперед усилено. Вес тела переносится на правое колено, а нога почти выпрямлена и стоит твердо.

• При повороте направьте энергию вперед и перенесите вес тела вниз, на ногу, стоящую впереди.
• Чтобы при повороте центр тяжести не смещался назад, у вас должно создаться ощущение, что движение направлено вперед.
• Поворачиваясь, убедитесь в том, что ваши ладони, бедра и стопы располагаются на одной линии.
• Поворачивая руки, держите их на линии, которая является продолжением бедер. Не тяните одними руками.

Hiriki-no yosei ichi – Хирики но ессей ити
(сила локтя, движение вперед)

Хирики – это старое японское выражение, означающее «силу локтя», а в айкидо этот термин стал означать «сила дыхания, проявленная через действие локтя». Это базовое движение, при помощи которого мы учимся поднимать руки и выполнять рубящее движение вниз, тренировать движение ног, рук и корпуса по одной линии. Более того, тренировка этого движения дает основу для овладения Кокю-Рёку, необходимого при изучении приёмов. Оно включает нечто большее, чем просто силу, представляя собой соединение всех форм энергии человека, включая дыхание, силу воли и умственный настрой.
1. Тори встает в Миги-Ханми. Укэ захватывает правое запястье Тори двумя руками.
2. Тори перемещается вперед, используя Сюри-Аси (скользящее движение стоп), передвигая одну ногу и почти одновременно подводя вторую, сохраняя стандартное расстояние между ступнями. Пальцы расправлены, и поток энергии идет от ног к рукам через таз, грудь, плечи, локти и запястья.
3. Обеими руками делается сильный толчок вперед и вверх, как бы поднимая меч. Ноги не должны отрываться от земли, это может привести к уменьшению устойчивости и потере равновесия.
4. Правая рука выше левой, локти слегка согнуты, плечи опущены, взгляд и внимание сосредоточены впереди.

• Следите за тем, чтобы при перемещении вперед не поворачивать бедра наружу.
• Подтягивайте оставленную назад ногу.
• Убедитесь в том, что при движении вперед ваш центр тяжести не находится над ногой, оставшейся сзади. Избегайте и противоположной ошибки: не наклоняйтесь слишком вперед.
• Не отрывайте от пола пятку задней ноги.
• Не меняйте расстояние между локтями и туловищем.
• Не расставляйте локти в стороны и не поднимайте плечи.
• Все части вашего тела должны перемещаться гармонично, в такт с дыханием.

Hiriki-no yosei ni – Хирики но ессей ни
(сила локтя, движение назад)

Это движение применяется при захвате противником опущенной руки. Чтобы поднять руки, вы используете силу, создающуюся благодаря переносу веса тела и изменения направления.
Это движение формирует способность к сохранению крепкой стойки за счет перераспределения веса, и к концентрации движения вдоль одной линии. Оно также способствует развитию сильных, но гибких ног и таза, и способствует овладеванию Кокю-Рёку.
1. Пальцы вытянуты, руки выпрямлены, локти чуть согнуты. В этой стойке должно возникать ощущение потока энергии вниз через пальцы правой руки.
2. Вращаясь на носках обеих ног, Тори поворачивается на 180 градусов, перенося свой вес с левой ноги на правую.
3. Одновременно с поворотом корпуса Тори поворачивает правую руку и поднимает обе руки.
4. В конце движения левая нога Тори, его таз и туловище находяться на одной линии, и центр тяжести ближе к правой ноге, чем в предыдущем упражнении.
5. Правая рука вытянута как можно дальше. Таз не должен быть опущен. Вертикально движение корпуса должно быть минимальным, и при повороте на носках пятки не должны подниматься.

• При выполнении движения не допускайте, чтобы ваш центр тяжести располагался между ногами, а вы просто поворачивались бы вокруг его.
• В промежуточном положении вес тела должен приходиться на пальцы ног.
• Чтобы поднять руки, не ждите окончания поворота. Их нужно поднимать в процессе его выполнения, не прижимая локти к туловищу. Следите за тем, чтобы ваши бедра двигались синхронно с туловищем, то есть чтобы туловище при повороте не «перекручивалось».
• Перемещайте центр тяжести строго по горизонтали, не изменяя высоты бедер и коленей.

Shumatsu dosa ichi – Сюмацу Доса ити
(фиксирующее движение)

Данное упражнение называется упражнением после занятия, потому что оно предназначено для растяжки тела и его выполняют в конце тренировки. Первоначально оно использовалось для обучения умению перемещаться из одной позиции в другую, сохраняя при этом стабильную стойку. Если выполнять это упражнение одним непрерывным движением вместе с партнером, то оно также учит чувствовать энергию партнера.
Сюмацу Досу ити напрямую связано с рётэ-моти сихо-нагэ (захват двумя руками; броски в четырех направлениях).
Это движение основано на базовом движении «нанесения рубящего удара мечом» и включает подъем Тэ-Гатаны («меч в руке») и рубящее движение вниз.
1. В Миги-Ханми Укэ захватывает спереди оба запястья Тори.
2. С проскальзывающим движением (Сюри-Аси) вперед правой ногой Тори опускает корпус и выносит руки вперед, как бы замахиваясь мечом.
3. Далее Тори делает большой шаг левой ногой (Сюри-Аси) и, поднимая обе руки (захват Укэ еще сохраняется) над головой, резко переносит вес на левую ногу.
4. Вращаясь на носках обеих ног быстрым закручивающим движением Тори поворачивается на 180 градусов и поднимает обе руки высоко над головой. Его вес теперь перенесен на правую ногу. Укэ старается толкнуть голову Тори вперед.
5. Тори продвигает правую ногу вперед (Сюри-Аси) и, вытягивая руки, резко опускает их вниз рубящим движением до уровня плеча. Его вес теперь перенесен четко вперед при крепкой стойке. В течение всего движения руки Укэ находится точно впереди Тори.

• После разворота расстояние между стопами должно быть точно таким же, как в Камаэ.
• Следите за тем, чтобы не отклоняться от прямой линии из-за того, что Укэ тянет вас к себе. Укэ в свою очередь не должен тянуть Тори к себе.

Shumatsu dosa ni – Сюмацу Доса ни
(фиксирующее движение; подъем руки с поворотом назад)

Это упражнение научит вас выполнять непрерывные движения, не останавливая потока своей энергии, чтобы при захвате ваших рук и толчке вы могли сделать разворот назад, тем самым изменив направление потока энергии нападающего и выведя его из равновесия.

1. Тори стоит в Хидари-Ханми, когда Укэ захватывает оба его запястья спереди и толкает.
2. Тори поднимает правую руку – локтем вниз и тыльной стороной кисти вверх – над головой, поднимая левую руку Укэ. Левая рука Тори тоже поднимается, но двигается ладонью вверх. При повороте пальцы ноги описывают большую дугу.
3. Тори снова поворачивается на 180 градусов и, сохраняя захват Укэ, поднимает руки выше над головой. Пальцы должны быть вытянуты в течение всего движения. Тори должен синхронизировать свое движение с движением Укэ.

• Как правило, при движении левой ноги вперед пятка не должна подниматься.
• При повороте не тяните руки к себе. Контролируйте круговое движение бедер.
• По окончании движения ваши руки должны находится строго на центральной линии.

Источники:

1. Полный курс айкидо: Уроки мастера / Годзо Сиода; при участии Ясухисы Сиоды. – Пер. с англ. Ю.Гольдберга. – М.: «Издательство ФАИР», 2011. – 224 с.: ил.
2. Сиода Годзо, Сиода Ясухиса. Айкидо. Мастер-курс. – Пер. с англ. – К.: №София», 2000. – 208 с.
3. Одзава Ясухиро. Принципы Айкидо Ёсинкан (Практическое руководство). – Харьков: ФЛП Дудуксан И.М., 2008. – 144 с.: ил. – (Единоборства мира)
4. Динамика Айкидо / Годзо Сиода. – Пер. с англ. А. Куликова, Е. Гупало. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 384 с.: ил. – (Боевые искусства). 

Автор: Мария Пащевская — 8 кю Айкидо Йошинкан

Для любетелей тактических игр в реальном времени но не за компьютером — пейнтбол!
Хватит ребята сидеть и отстреливать врагов в виртуальном мире. Давайте в реале прокачивать мышцы, реакцию и навыки. Пейнтбол в Москве, Киеве набирает все большую популярность и становится все более доступен.

Оставьте ответ