Take a fresh look at your lifestyle.

Этикет по отношению к людям

Этикет по отношению к соученикам.
Заботу о партнёре, уважение к нему, мы выражаем с помощью поклона, рэй.
Поклон делается перед каждым упражнением как просьба помочь нам в изучении техники, и после его окончания — как благодарность за оказанную помощь. Кроме того, мы обычно кланяемся партнёру и после завершения и всей тренировки.
Если во время тренировки партнёр из одной пары по неосторожности задел партнёра другой пары, оба также делают друг другу поклон, извиняясь за недоразумение.

Важно, чтобы поклон всегда производился в одинаковом положении учеников: или оба стоя (тати-рэй), или оба сидя (сувари-рэй). Этим мы выражаем своё принципиальное равенство, независимо от возраста, положения в обществе и цвета пояса.

2. Этикет по отношению к учителю.

Суть этикета по отношению к Учителю выражается, во-первых, в том, чтобы отдать Ему дань уважения за наше обучение, а через него — и всей непрерывной цепочке Учителей, восходящей к Основателю, а во-вторых, в создании наиболее благоприятных условий для преподавания.

Обычно ученики приходят на Татами раньше Учителя, чтобы приготовить зал к тренировке и размяться. Когда Учитель входит в зал, старший ученик объявляет команду "Ямэ!", по которой все ученики тут же прекращают все свои занятия и поворачиваются лицом к Учителю. По команде "Рэй!" они делают поклон Сэнсею, а затем возвращаются к своей работе.

По команде "Сэй-дза!" мы садимся в шеренгу лицом к учителю в положении сэй-дза. В некоторых школах ученики строятся в соответствии с уровнем их развития, от наиболее продвинутых в начале ряда до новичков в его конце. Мы отказались от этой практики, дабы не провоцировать соперничество между учениками — ученики строятся просто по росту. Единственное исключение — самый старший ученик, который садится первым в шеренге и на полшага впереди неё. Он отдаёт команды и руководит строем.

По команде "Мокусо!" мы закрываем глаза и погружаемся в своё внутреннее пространство. Мы как бы проходим через коридор, отделяющий повседневный мир от мира Айкидо. "Мокусо ямэ!" — мы открываем глаза, переход закончился.
Шомэн Ни Рэй!" — командует старший ученик, и мы делаем сувари-рэй — общее приветствие. "Сэнсей Рэй!" — поклон Учителю.

Во время поклона очень важно выдержать паузу — мы не должны закончить поклон раньше, чем завершит его Учитель. Кроме того, поклон всей шеренги должен быть по возможности синхронным. Это не только дань уважения учителю, но и изучение принципа "Тайминг (Своевременность)". По команде "Кирицу!" мы встаём.

Опоздавший, чтобы не мешать другим ученикам, всегда садится в сэй-дза на углу Татами и ждёт, пока Учитель не заметит его. После взаимного поклона с Учителем он становится в строй.

Во время тренировки Учитель говорит с нами, объясняя нам техники и корректируя нашу практику. Говорить — это Его прерогатива, наша задача на тренировке — не говорить, а действовать. Даже если более опытный ученик во время выполнения техники хочет поправить своего партнёра, он старается сделать это молча, своими действиями, примером, жестами объясняя новичку правильное положение или траекторию.

Единственные фразы, которые мы произносим на тренировке, это:
"Они гишимас!" — приглашая партнёра к изучению техники;
"Домо аригато годзимас! (Большое спасибо!)" — благодаря партнёра за совместную работу;
"Ос! (Понятно!)" — в ответ на замечания и объяснения Учителя, давая тем самым подтверждение, что мы понимаем Его слова.

Когда во время тренировки Учитель подходит к паре и говорит: "Ямэ!" — ученики должны прервать исполняемую технику и сделать поклон Учителю.

Часто Учитель, объясняя некоторый аспект техники, непосредственно выстраивает тело ученика в правильную позицию. Когда руки Учителя прикасаются к телу ученика, ученик должен мгновенно расслабиться, стать мягким и податливым, как расплавленное олово. Тогда Учитель легко сможет "отлить" его тело в правильную форму.

Есть ещё один нюанс в этикете: важно избегать "перебора в ритуале". Так, например, не стоит на каждое слово Учителя кланяться и говорить: "Ос!" — лучше сделать это только один раз, когда Учитель полностью закончит объяснение. Не стоит переносить специфические элементы этикета за пределы Татами. В "миру" сохраняй дух, смысл этикета, но находи более адекватные месту и времени его формы.

Тем кто любит дарить любимой радость советуем купить букет цветов.

Оставьте ответ