Take a fresh look at your lifestyle.

Советы от Андо Сенсея, занимающимся айкидо

Создание центральной линии

Сейчас Андо Сенсей читает книгу, в которой автора спрашивают: «Как мы можем стать счастливыми?» Автор отвечает, что счастье — это создание центральной линии. Андо Сенсей был немного удивлен этим ответом, но автор книги подчеркивает важность того, чтобы мы не «съезжали» с центральной линии.

Не уходить с центральной линии также очень важно и для техник айкидо. Так как же создается центральная линия? Люди с хорошей координацией или хорошим физическим восприятием очень скоро поймут это с помощью тренировок. Ну а что же тогда можно посоветовать людям, для которых такие ощущения трудноуловимы, которых можно было бы назвать «физическими простофилями» в каком-то роде? Андо Сенсей говорит, что он как раз видит себя среди людей именно этой, второй, категории. У него не было ни малейшего представления о том, как сформировать центральную линию, когда в университете он изучал айкикай айкидо, и даже когда он занялся Ешинкан айкидо, в котором легче понять способ формирования центральной линии, он все еще не до конца ощущал этого. Он думал, что сможет сформировать свою центральную линию на тренировках, но все еще оставался слегка разбалансированным. Ответ на эту проблему кроется в поиске. Вот подсказка.

У неустойчивых, «шатких» по характеру людей часто наблюдается плохое koshi (koshi дословно переводится как «талия», но также относится к бедрам; это часть тела, охватывающая талию и нижнюю часть спины). Люди, более гибкие по характеру, не упрямые, обладают хорошим koshi. Те, у которых наблюдается каким-либо образом «нарушенное, искривленное» koshi, часто характеризуются трудным характером или поведением. Андо Сенсей пишет, что он часто может прочитать характер человека, посмотрев на его koshi.

Возвращаясь к подсказке о том, как лучше понять центральную линию: мы должны повысить чувствительность koshi. Это мы можем сделать, увеличивая уровень нашей гибкости с помощью таких упражнений как: наклоны назад и скручивание в талии (подобные тем, что мы делаем во время разминки, которая выполняется в самом начале многих тренировок в Рю додзе). Нам нужно тренировать koshi. Если мы будем тренировать koshi, мы придем к пониманию того, где заложена центральная линия.

Совершенствуйтесь только в том, что вам нравится

Конечно, если что-то хорошо у вас получается, вам это понравится. Один из инструкторов недавно сказал Андо Сенсею, что он стал «повернутым на айкидо». Андо Сенсей пишет, что это необычный, но хороший речевой оборот – безусловно, о том, что вам нравится заниматься айкидо, можно сказать и так! И если мы посмотрим на тренировки, которые ведет тот самый инструктор, то увидим, что в них нет ничего, что ему бы не нравилось. Даже если у него нет тяжелой тренировки, он тренируется по-другому: в тишине, когда ничто не прерывает его концентрацию.

Если подумать об этом с другой точки зрения, люди, которые любят тренироваться, на самом деле обращают мало внимания на окружающих, они тренируются, используя все свои силы. Им не важно, как они выглядят в глазах других людей или что другие люди думают о них. Совершенно не задумываться о людях вокруг вас – вот что значит любить айкидо. Но здесь надо быть осторожным. Существует опасность того, что очень легко можно «погрузиться в себя». В таком случае в айкидо вы будете самым «неумелым» из учеников, поскольку вы потеряете способность оценивать себя объективно, способность к саморазмышлению. Можно сделать сравнение с автомобилем, которому нужен и газ, и тормоз. Держите это в уме, но между тем, не забывайте нажимать на педаль газа!

Научиться понимать поток силы

Существует два вида силы: про которую можно сказать, что она «вытекающая, перетекающая», «текущая, как поток», и про которую так сказать нельзя.

При «вытекающей» силе образуется связь между shite и uke , причем без ощущения напряжения. Если же силу нельзя охарактеризовать «вытекающей», то она сталкивается, и связи между shite и uke не возникает.

Например, если в енкадзё при захвате руки мы сделаем это слишком сильно, сила не перетечет к uke. Мы будем сфокусированы только на той части руки партнера, которую мы схватили, и на этом связь остановится. Другими словами, мы сможем увидеть только ту часть руки, которую мы держим. Наш взгляд станет очень узким. Мы потеряем способность видеть тело нашего партнера целиком и не сможем понять, разбалансировали ли мы партнера. Мы не способны понять намерения партнера, и он может сопротивляться.
Когда же сила перетекает к uke, возникает противоположная ситуация. Мы можем видеть полностью все тело партнера и читать его движения. Для достижения этого нужно находиться в состоянии невозмутимости, спокойствия.

Как создать такое состояние спокойствия? В конечном счете, оно заложено в нашем центре и нижней части тела. Если мы будем серьезно тренировать нашу центральную линию и нижнюю часть тела, у нас появиться способность оставаться спокойными и невозмутимыми. Состояние устойчивости перейдет на наши руки, и сформируется связь с партнером. Способность чувствовать и понимать поток силы очень важна для прогресса в айкидо.

Пусть вас не останавливает ни жара, ни холод

Пусть вас не останавливает жара. Вообще, первоначально, эта фраза звучала как «пусть вас не останавливает ни жара, ни холод», но поскольку сейчас лето, мы говорим именно о жаре.

Обычно люди жалуются на то, что им либо слишком жарко, либо слишком холодно. Однако, занимаясь боевыми искусствами, эта позиция меняется одновременно с нашим развитием. Мы сможем научиться принимать жару и холод, когда поймем следующие моменты:

Не боритесь с жарой, используйте её себе на пользу. Используйте жару, чтобы «выковать» себя. Именно за то, что жаркая погода позволяет нам в этом смысле заняться собственным развитием, мы можем сказать ей «спасибо».

«Если разум и тело — как ничто, даже пламя покажется прохладным». Не нужно понимать это до такой степени глубоко, но если мы сможем использовать летнюю жару в этом смысле, физическое и духовное единство в айкидо у нас будет расти.

Откройте свои глаза и смотрите

Обычно во время занятий по айкидо учитель демонстрирует технику своим ученикам, которые наблюдают за этим, а затем многократно повторяют технику. Однако, когда мы наблюдаем, мы часто видим только то, что хотим увидеть. Мы смотрим на технику сквозь призму наших собственных зафиксированных идей. А это почти то же самое, как и ничего не видеть. Это же касается и того, как мы слушаем объяснения учителя.

Андо сэнсэй пишет, что он тоже имел такой опыт. Как-то в Хонбу додзе Шиода сэнсэй демонстрировал технику прямо перед глазами Андо сэнсэя, однако тот не видел и не слышал нужного, хотя Шиода сэнсэй давал очень много объяснений по поводу той техники. Почему он понял это сейчас? Путем проб и ошибок, пишет Андо сэнсэй, он приходил к лучшему пониманию всего, и в тот момент, когда какой-то элемент у него начинал получаться лучше, он вспоминал: «А ведь Шиода сэнсэй учил нас этому!». Но в то время его техника, как и его сознание не были на том высоком уровне, которого было бы достаточно, чтобы идеи, передаваемые Шиода сэснсэем, осели в сознании. Когда Андо сэнсэй вспоминает об этом сейчас, он думает: что же тогда он видел и слышал?

Недавно появилось интервью с одним из игроков национальной сборной Японии по футболу, участвовавшей в чемпионате мира, который проходил в Южной Африке. Это Кесуке Хонда. В интервью Хонда отметил, что он ведет дневник тренировок, в котором он оглядывается на тренировки за день и записывает свои размышления по поводу того, как он сам тренировался, а также все, что говорил ему тренер. Это очень хорошая привычка, поскольку она заставляет нас по-настоящему смотреть и слушать для того, чтобы потом можно было все записать.

Корректировка положения своей ступни

20 ноября в Токио прошли 55-е Ежегодные Показательные выступления по Ешинкан айкидо. В этом году выступления устраивались в память о Годзо Шиода, что подчеркивает, таким образом, не национальный, а международный характер этого события. А это означает, что в семинаре участвовало множество гостей из различных стран. Мы по-настоящему смогли увидеть, как айкидо способствует развитию гармонии между людьми со всего мира. Воцарение мира на всей планете давно является заветным желанием всего человечества, но прежде, чем мы будем призывать к миру во всем мире, нужно сначала сделать так, чтобы мир был в наших собственных домах и семьях. Исходная точка для этого – достичь мира в наших собственных сердцах. Если в вашем сердце – мир, вы будете счастливы, и это ощущение счастья будет положительным образом воздействовать на всех, кто вас окружает.

С техниками айкидо все аналогично. Нам нужна твердая основа, от которой отталкиваться, чтобы впоследствии делать эффектные высокоуровневые техники. И это не только слова. Наша основа в буквальном смысле этого слова – это ступни, и их положение должно быть правильным. Угол передней и задней ступни чрезвычайно важен. Если мы посмотрим на угол ступни у Шиода Сенсея или у Риндзиро Сирата, который был учи деши вместе с Шиода Сенсеем, то увидим, что это угол одинаковый. Эти два преподавателя учились в Уэсиба додзе еще до Второй мировой войны. Андо Сенсей пишет и о своем собственном опыте в понимании положения ступни: он пришел к осознанию того, что позиция ступней важна независимо от того, насколько сложной по уровню является сама техника.

Если вы чувствуете, что ваше айкидо не становится лучше или что в ваших тренировках не хватает эмоциональной составляющей, проверьте положение ваших ступней – оно правильное? Возможно, вы сделаете для себя важное открытие.

Смысл техники «шихонаге»

Название «шихонаге» происходит от фразы на японском языке “shiho happo”. Дословный перевод этой фразы звучит следующим образом: «4 направления 8 направлений», но по сути означает «во все стороны», «во все направления». В Ешинкан айкидо шихонаге — это первая техника, которую мы учим.

В шихонаге форма 1 («ичи»), при выполнении с мечом, мы как будто разрезаем корпус противника перед собой, чтобы затем, развернувшись, «разрезать» противника позади нас.

В шихонаге форма 2 («ни»), мы делаем большой разворот, чтобы нанести удар противнику позади нас, затем меняем направление и поражаем противника, находящегося спереди.

Эта техника полностью копирует действия с мечом. Также нужно отметить, что техника шихонаге» содержит в себе много основных элементов, используемых в айкидо в целом, например, входящее движение, перенос веса тела, подъем рук на уровень лба, режущее движение рук. Сам Уэсиба Сенсей говорил, что если вы умеете делать только шихонаге, но делаете это безупречно, этого уже достаточно.

Одна история гласит о том, что примерно в 1955 г. в додзе Ешинкан для изучения айкидо был направлен один ученик из полицейского управления Киото. Однако за три месяца, что он провел в додзе, его смогли обучить только шихонаге. После того, как он вернулся в Киото, его начальник попросил рассказать, чему тот научился. «Вот этой технике», — ответил ученик и продемонстрировал технику шихонаге. «И это все? — недоверчиво спросил начальник. – Иди обратно и выучи что-нибудь еще!»

Каковы некоторые главные моменты в шихонаге? В шихонаге мы сгибаем руку нашего партнера назад по направлению к плечу для того, чтобы выполнить последующий бросок назад. Очень важно соблюдать устойчивость нижней части тела. Если низ не устойчив, то мы заканчиваем технику броском, только используя силу своих рук и кистей. Для того, чтобы добиться нужной устойчивости, передняя и задняя стопы должны находиться под правильным углом. Также важно, чтобы расстояние между ступнями было не слишком узкое.

Одна из целей в изучении шихонаге – придти к пониманию связи между устойчивостью нижней части тела и силой рук. Так мы постепенно начинаем осознавать, насколько большое значение имеет нижняя часть нашего тела. Не забудьте об этом, когда будете тренировать шихонаге.

Оставьте ответ